Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Настройки
Выберите шрифт:
Интервал между буквами (Кернинг):

Некоторые приёмы обогащения словарного запаса учащихся по родному (коми) языку в начальной школе. Хатанзейская Вера Витальевна, учитель начальных классов МБОУ ЗР "СОШ п.Харута"

Хатанзейская Вера Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ ЗР «СОШ п.Харута»

На наш взгляд, слова Ю.А. Хатанзейского, начальника управления по делам коренных малочисленных народов Севера и традиционным видам деятельности Ненецкого автономного округа: «Язык – это душа народа, он является неотъемлемой частью бытия, культуры, традиционного образа жизни коренных народов Севера. Знание родного языка и память о том, что на нём говорили предки, должны сохраняться у всех народов», - в полной мере отражают роль кружка «Коми кыв» в нашей школе.

Изучение родного (коми) языка в нашей школе ведётся в 1-4 классах через кружок «Коми кыв» (2 часа в неделю), учителями составлена программа кружка. Занятия проводятся в различной форме: урок-экскурсия, урок-исследование, встречи с интересными людьми, урок-посиделки. Работа построена таким образом, что на каждом занятии ребята много играют. Ценность игр в том, что через них можно вызвать интерес учащихся к родному языку, возможность общения на родном языке, обогатить словарный запас, создать положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. В конце учебного года в школе проводится большой праздник с приглашением родителей – фестиваль народного творчества, на котором ребята показывают, чему они научились за этот год.

В своей работе большое внимание отвожу использованию занимательного материала, что способствует расширению словарного запаса, его активизации.

Игра «Один – много». Учитель называет предмет в единственном числе. Задание: назови во множественном числе.

Кöть – кöтьяс

Пызан – пызанъяс

Кöр – кöръяс

Игра «Угадай словечко». Учитель называет первый слог слова. Задание: по первому слогу угадай и назови слово.

Шон(ді)

Зон(ка)

Ту(лыс)

Игра «Какое слово лишнее?». Учитель называет группу слов, среди них одно не относится к этой тематической группе. Задание: определите, по какому принципу объединены слова, какое слово – лишнее, объясните почему.

Пель                                                            Тэв

Син                                                              Шонді

Вом                                                              Лыжъяс

Лым                                                             Лым

Ныр                                                             Ва

Игра «Назови одним словом». Учитель называет тематическую группу слов. Задание: назовите данные слова одни словом.

Юсь, кöк, рака – лэбач. (Лебедь, кукушка, ворона – птицы.)

Игра «Соотнеси слово и картинку». Учитель называет слово. Задание: к слову подобрать и показать соответствующую картинку.

Игра «Угадай-ка». Учитель называет слово. Задание: скажите (или покажите), что делает этот предмет (и наоборот).

пон – утэ                                                      собака – лает

кань – нявзыны                                           кошка – мяукает

шыр – чипсöм                                              мышка – пищит

Коді лэбалö? – Джыдж                                Кто летает? - Птица

Коді уялö? – Гаг                                          Кто ползает? - Жук

Коді куталö? – Шыр                                    Кто ловит? - Мышка

Игра «Слова-приятели». Учитель называет слово. Задание: подобрать к слову слово, близкое по значению (синоним).

Челядь, морт (люди)                                             чак, гоб (гриб)

нывка, зонка                                                эктэ, чукöртö

Игра «Слова-неприятели». Задание: подобрать к слову слово, противоположное по значению (антоним).

Пырны – петны

Восьтыны – сиптыны

Лун – вой

Еджыд – съэд

Игра «Найди слово». Задание: найти в данных словах спрятанные слова.

Акань – кань

Пернянь – нянь

Юкмöс – мöс

Катшасин - син

Катшасин – катша

Игра «Кто это? Что это?». Учитель даёт описание, толкование слова. Задание: угадайте, что это за слово.

  1. Пасьыс сылöн еджыд, шоныд, бöжыс – дженьыд, пельыс – кузь. (Кöть). Шубка белая, тёплая, хвостик короткий, ушки – длинные. (Заяц.)
  2. Тэв и гожöм этик рöмпас, турун вижа, уна ем (Коз). Зимой и летом одного зелёного цвета, имеет много иголок. (Ель.)

Игра «Закончи предложение». Учитель читает предложение. Задание: закончите по смыслу предложения.

У Ромы и Жоры есть …….. (пон Жучка) (собака Жучка)

Однажды они пошли ……. (вöрэ) (в лес)

Вдруг из кустов выскочила …….. (лэбач) (птица)

Потом ребята долго вспоминали, как ……… (лэбач ныэ повзьынысь) (птица их испугала).

Игра «Шифровальщик». Работа в парах. Один в роли шифовальщика, другой отгадывает (расшифровывает). Можно зашифровать слово, словосочетание и даже предложение.

Окк (кок) – нога

Помпель (пельпом) – плечо

Тетлэча онп (Пон петчалэ) – собака прыгает

Наум тэрог эм (Мэ муна гортэ) – я иду домой

Игра «Составь рассказ по опорным словам». Даны опорные слова. Задание: составьте мини-сочинение с опорными словами.

Тэв, лым, жонь, толаяс, лым чиръяс, ыла, шоныд, бур.

Большой интерес вызывают у учащихся загадки, пословицы, ребусы, кроссворды. Они с большим удовольствием отгадывают загадки, сами составляют загадки и загадывают, делают рисунки, сочиняют маленькие рассказы.

Сіиö мича вывті, голяыс кöть кузь. Ва веркöсті кывтö. Коді тайö? (Юсь)

Очень красиво плавает, хотя шея длинная. По воде плывёт. Кто это? (Лебедь)

В сюжетно-ролевых играх отражается существо отношений в обществе. Эти игры носят преимущественно коллективный характер. В начальных классах, особенно в 1-2 классах, используются диалоги, которые помогают обогатить словарный запас учащихся.

В 4 классе особое место занимает работа по составлению словариков. После чтения произведения предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний. Интересными они могут быть с точки зрения их лексического значения, грамматической формы, с точки зрения написания. Эти словари учащиеся используют при пересказе, при написании мини-сочинений, составлении сказок. Работы оформляются в виде книжек-малышек. Умение пользоваться словарём обеспечит в дальнейшем возможность пополнять свой словарь, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, слушании радио и телепередач.

«Для всего, что существует в природе – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий», – сказал К.Г Паустовский. На наш взгляд, эти слова можно отнести и к ненецкому, и к коми, и любому другому языку. Ибо эти слова К.Г. Паустовского могут помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности.

Тщательно спланированная и организованная работа помогает обогатить словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь, в целом способствует формированию языковой компетенции учащихся, уважения и любви к родному языку. Благодаря систематической словарной работе на занятиях кружка у учащихся возрос интерес и внимание к слову, к коми языку в целом, речь учащихся стала богаче, дети стали лучше выражать свои мысли на родном языке.

logo