Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Настройки
Выберите шрифт:
Интервал между буквами (Кернинг):

Современные подходы к организации двуязычного образования в дошкольном возрасте

В г. Сыктывкаре с 21 по 26 октября 2012 года проходил Международный обучающий семинар «Современные подходы к организации двуязычного образования в дошкольном возрасте».

Организатором семинара является Коми республиканский институт развития образования при поддержке межрегионального общественного движения «Коми войтыр». По инициативе ОД «Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» в нём смогли принять участие воспитатели, преподающие в детском саду ненецкий язык: Мария Михайловна Выучейская (МБДОУ «Детский сад п. Нельмин-Нос»), Александра Алексеевна Выучейская (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида п. Красное»), а также методист Людмила Яковлевна Талеева (ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования»). Они получили сертификаты Коми республиканского института развития образования.

Отметим, что семинар проводился в рамках проекта «Финно-угорское языковое гнездо», работающего в России с 2008 года при финансовой поддержке Культурного фонда Финляндии, координатор проекта - Общество «Финляндия-Россия». 

На семинаре рассматривались актуальные вопросы возрождения языков, находящихся под угрозой исчезновения; целеполагания и содержания работы с детьми с целью формирования двуязычия в условиях современной языковой ситуации сообщества; комплексно-тематического планирования образовательного процесса согласно Федеральным государственным требованиям для детских садов с обучением родному языку; обучения языку в разных видах детской деятельности.

Семинар был интересен тем, что вопросы теории, которые освещали специалисты из Хельсинки и Москвы, сочетались с практикой. Первой в России начала работать по технологии языкового погружения Республика Карелия, по выступлениям и видеозаписям воспитателей г.Петрозаводска было видно, что ими накоплен большой опыт по обучению детей карельскому языку. Интересен также опыт работы воспитателей из республик: Марий-Эл, Удмуртия, Мордовия, Коми. В Коми Республике языковое погружение реализуется как один из трёх вариантов обучения коми языку. Мы смогли в этом убедиться, посетив два детских сада в с.Усть-Кулом и детский сад №93 г.Сыктывкара, являющийся базовой площадкой, привлекаемой к деятельности на федеральной стажировочной площадке по модулю «Управление инновационным процессом в рамках реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ».

Из представителей малочисленных народов уральской языковой семьи сегодня планируют работать по этой технологии воспитатели автономных округов Ханты-Мансийского и Ненецкого. Об опыте обучения детей энецкому и нганасанскому языку в детских садах посёлков Потапово, Воронцово, Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края рассказали старший инспектор Управления образования Администрации ТДНМР Дарья Спиридоновна Болина и заместитель директора ТМКУ «Информационный методический центр» Светлана Нереевна Жовницкая. На Таймыре уже второй год работают по этому проекту.

Сегодня языковое погружение считается одним из способов, с помощью которого язык национального меньшинства, находящийся под угрозой исчезновения, может быть передан ребёнку, когда передача языка в семье от родителей к детям более невозможна. Технология языкового погружения в детском саду используется в мире во многих территориях проживания национальных меньшинств. Например, известна её эффективность в обучении инари-саамскому языку в муниципалитете Инари (Финляндия), когда саамский язык оказался под реальной угрозой исчезновения.

Как показали выступления участников семинара из финно-угорских регионов России, на практике языковое погружение реализуется или на 100% или на 50%. Наиболее эффективной считается стопроцентное создание условий, например: малая наполняемость групп до 15 детей; дети могут общаться на любом языке, но все воспитатели и персонал во всех режимных моментах и во всех ситуациях общаются с детьми только на языке национального меньшинства, ничего не переводя, а используя другие способы передачи смысла сказанного.

По словам воспитателей, этот семинар вдохновил на творчество, осуществление задуманного по формированию двуязычной личности, что послужит основой для успешной социализации ребёнка в современном многоязычном и поликультурном обществе.

 

Людмила Яковлевна Талеева, методист ГБУ НАО «НРЦРО»

 


Фотогалерея. Автор Л.Я. Талеева

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ъ Ь Э Ю Я У                        

 

logo