В настоящий момент аттестация учителей и присвоение квалификационной категории осуществляются в Российской Федерации преимущественно на региональном уровне. Единые требования к содержательно – инструментальной базе аттестации отсутствуют, как отсутствуют и единые подходы к профессиональным характеристикам педагогов. Разработка единого инструментария для обеспечения качества работы учителей и качества оценивания их профессиональных компетенций в этих условиях является актуальной задачей.

В настоящее время Рособрнадзором организовано проведение апробации компетенций учителей русского языка, литературы и математики.

Основной целью методики уровневой оценки компетенций, разработанной специалистами РГПУ им. А. И. Герцена, является получение достоверной информации об уровне профессиональной компетентности каждого учителя и отдельных групп учителей. Результаты выполнения диагностической работы дадут возможность учителям провести самоанализ, оценить, насколько они находятся на уровне требований, предъявляемых временем.

 «Говоря о качестве образования, нельзя недооценивать роль учителя. Поэтому оценка профессиональных компетенций учителей на разных этапах профессиональной карьеры - это важнейшее направление образовательной политики», — заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

Сергей Кравцов отметил, что результаты выполнения диагностической работы дадут возможность учителям провести самоанализ. «Для нас важно, чтобы в первую очередь сам учитель увидел свои сильные и слабые стороны», — сказал он.

О том, что представляет из себя разработанная модель оценки компетенций учителей, рассказал проректор по научной работе и информатизации РГПУ имени Герцена Михаил Пучков.

Участникам апробации предстоит выполнить диагностическую работу, включающую 20 предметных заданий, три методические задачи и одну профессиональную задачу, направленных на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей использование методических материалов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п. Кроме того, участникам апробации предстоит провести открытый видеоурок, который оценят федеральные и региональные эксперты.

В ходе апробации будет также собрана контекстная информация, необходимая для анализа результатов исследования (стаж, квалификационная категория, учебная нагрузка, используемые учебно-методические комплекты и прочее).

Персональные результаты участия учителей в апробации не подлежат разглашению. Анализ результатов апробации будет проведен на общем массиве обезличенных данных.

«Сам подход к выработке инструментария независимой оценки профессионального развития наших педагогов – абсолютно правильный. Учителю, как никому другому, очень важно оценить, насколько он находится на уровне требований, предъявляемых временем. Но здесь не нужно спешить, действовать надо очень осторожно и постепенно. Требуется серьезная проработка методического сопровождения и большая разъяснительная работа», - заявила председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова.

Обобщение и анализ результатов выполнения диагностических работ, заполнения опросника, практической деятельности учителя (урок), полученные после проведения исследовательских процедур будут проходить до 06.11.2017г.

Результаты апробации помогут выработать систему в помощь учителю, который хочет повысить свою квалификацию.

Оценка компетенций должна стать одним из альтернативных способов прохождения аттестации.

«Мы готовы к обсуждению, готовы учитывать пожелания и вносить коррективы. Сейчас важно отработать технологию, методологию, обсудить результаты и затем думать о продолжении этой работы», - сказал руководитель Рособрнадзора.