С 09 по 13 декабря 2013 года в соответствии с планом работы ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» состоялся окружной семинар «Актуальные вопросы представления системы работы педагога, ведущего предмет «Родной (ненецкий) язык, в условиях реализации нового закона об образовании» (36 часов). Организатором запланированного в рамках празднования Дней ненецкой письменности в Ненецком автономном округе семинара является отдел методического сопровождения национально-регионального компонента.

Семинар объединил учителей предмета «Родной язык» и воспитателей ДОУ, ведущих ненецкий язык, не только из города Нарьян-Мара, но смогли приехать педагоги из населённых пунктов Ома, Нельмин-Нос, Красное, Несь, Бугрино, Индига. Оплата проезда была осуществлена за счёт средств долгосрочной целевой программы «Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком АО на 2011-2013 гг».

Деление на две подгруппы подчинялось цели и задачам семинара:

- содействие стимулированию профессионального роста учителей родного языка и воспитателей, ведущих родной язык;

- изучение и распространение опыта учителей родного языка и поддержка творчески работающих педагогов;

- совершенствование преподавания родного языка, литературы, культуры;

- методическое сопровождение педагога по аттестации на первую и высшую категории в межаттестационный период.

Содержание программы было реализовано через лекции, практикумы, интерактивную игру, круглый стол. Выходной контроль осуществлялся в форме собеседования, участия на круглом столе.

Сегодня исполнение нового закона об образовании, внедрение ФГОС нового поколения требует от учителей и воспитателей, ведущих родной язык, непрерывного профессионального роста, который достигается в результате самообразования и повышения квалификации.

Выступая по новому федеральному закону «Об образовании в РФ», заместитель директора ГБУ НАО «НРЦРО» Е.В. Хабарова акцентировала внимание слушателей на едином употреблении основных понятий, на структуре системы образования и видах образования, уровнях общего образования, образовательных программах, формах получения образования и формах обучения. Подробно осветив главу 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)», Елена Владимировна указала в связи с введением нового закона на законодательные акты, утратившие силу. Педагоги, обсуждая федеральный закон на заседании Окружного методобъединения «Тохолкода», отметили его своевременность и необходимость введения, обратили внимание на статью 14 «Язык образования» (глава 2).

В условиях введения нового закона важным фактором личностно-профессионального развития педагога становится аттестация. Отметив отличительные особенности нового порядка аттестации, методист НРЦРО Л.Я. Талеева ответила на вопросы по аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

В соответствии с требованием статьи 7 «Закона об образовании» устанавливаются ФГОС. Актуализируя знания слушателей по структуре и отличительным особенностям ФГОС нового поколения, методист НРЦРО И.В. Белова осветила изменения в образовательных технологиях, компонентах основной образовательной программы основного общего образования. Обратив внимание слушателей на метапредметный поход, Ирина Васильевна раскрыла с позиции теории и практики требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения основных общеобразовательных программ. Педагоги выяснили, каков он – метапредметный урок, каковы отличия между метапредметными методами и метапредметными технологиями.

В группе воспитателей ДОУ методист НРЦРО А.Н. Владимирова выступила по Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Методист НРЦРО И.В. Белова на занятии по целостному описанию актуального педагогического опыта обратила внимание слушателей на необходимые педагогу умения проектировать и анализировать свою педагогическую деятельность, использовать современные образовательные технологии, обобщать и распространять собственный положительный опыт, участвовать в методической деятельности. Ответив подробно на вопросы педагогов по аттестационному портфолио учителя и воспитателя ДОУ, И.В. Белова подчеркнула, что цель аттестационного варианта портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты в разнообразных видах деятельности; поставить цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Участники семинара пришли к выводу, что в дальнейшем необходимо осваивать возможности электронного портфолио.

Выступая по требованиям к структуре и содержанию разделов рабочей программы по предмету «Родной (ненецкий) язык», методист НРЦРО Л.Я. Талеева привела примеры возможных формулировок по каждому разделу, акцентировала внимание на личностных, предметных и метапредметных результатах. Людмила Яковлевна ознакомила педагогов с технологической картой урока.

С особенностями организации внеучебной работы по ненецкому языку и культуре ненецкого народа в контексте ФГОС нового поколения выступила учитель ГБООУ АО «Нарьян-Марская санаторная школа-интернат» П.А. Большакова.

Педагоги с интересом прослушали выступление Л.Я. Талеевой об итогах и перспективах впервые прошедшей региональной олимпиады школьников Ненецкого автономного округа по родному (ненецкому) языку в 2013 году, приняв активное участие в его обсуждении.

Стали традиционными на семинаре практикумы по аудированию (слушанию), говорению и чтению, письму на ненецком языке. В условиях частого перехода на русский язык особенно запомнился слушателям практикум по чтению и пересказу текста, проведённый учителем МБОУ «НОШ п.Бугрино» Р.З. Ного полностью на ненецком языке.

Практикум по письму в виде Тотального диктанта по ненецкому языку 12 декабря провела учитель МБОУ «СОШ п.Индига» Т.Ю. Давыдова. Победителем стала учитель ГБООУ АО «Нарьян-Марская санаторная школа-интернат» Полина Александровна Большакова, победителем в номинации «Самый лучший почерк» - учитель МБОУ «СОШ п.Красное» Хатанзейская Валентина Ивановна.

На круглом столе «Актуальные вопросы преподавания родного языка: опыт, проблемы и их решение» участники семинара поделились опытом работы, представив вниманию коллег подготовленные презентации и выступления. В ходе обсуждения вопросов, затронутых в выступлениях, выявлен ряд актуальных проблем, которые предстоит решать в процессе реализации ФГОС:

- приведение учебных программ по родному языку в соответствие с требованиями ФГОС нового поколения;

- освоение учителями новых для них образовательных технологий системно-деятельностного подхода;

- организация образовательного процесса, нацеленного на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов освоения программы по родному языку;

- организация творческого взаимодействия учителей родного языка начальной и основной школы, администрации школ и родительской общественности.

13 декабря слушатели семинара приняли участие в круглом столе «Изучение, сохранение и развитие ненецкого языка на территории Ненецкого автономного округа: опыт, проблемы и пути взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций НАО, общественных объединений и гражданского сообщества». Участники смогли задать интересующие их вопросы и получить ответы.

Следует отметить, что в рамках семинара состоялся очный этап окружного конкурса «Лучший портфолио педагога, ведущего предмет «Родной язык» - защита портфолио, - проведённый ГБУ НАО «НРЦРО» совместно с Управлением образования и молодёжной политики НАО и Управлением по делам коренных малочисленных народов Севера и традиционным видам деятельности Ненецкого автономного округа.

По окончании семинара участники получили сертификаты.

круглый стол на лекции 2награждение по конкурсу формируем доброе имя НАОпрактикум проводит Давыдова Т.Ю практикум проводит Ного Р.Мтотальный диктант по ненецкому языку выступление из опыта работы на круглом столе на лекции 

 

методист ГБУ НАО «НРЦРО»  Л.Я. Талеева