Опубликовано 02 апреля 2022 г.
«Культура для школьников»: в России запущен уникальный интернет-портал для детей
2 апреля начал работу портал «Культурадляшкольников.РФ», который объединит все доступные цифровые ресурсы о культуре для детей и молодёжи. Также на площадке будут собраны спектакли, лекции и лучшие примеры отечественного кинематографа.
Доступ к порталу бесплатный. Им могут пользоваться дети, их родители и учителя.
Ресурс призван популяризировать культуру среди российских детей и подростков. Его также можно будет использовать в качестве дополнительного пособия при подготовке школьных уроков.
Материалы будут регулярно обновляться, чтобы обеспечить максимально интересный контент для пользователей.
Справочно
Проект «Культура для школьников» Минпросвещения и Минкультуры России совместно с Российским фондом культуры, Роскультпроектом и компанией Яндекс запустили в 2019 году. Цель – пробудить интерес к культуре как можно большего количества детей, педагогов и родителей, а также раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал подрастающего поколения.
Опубликовано 03 апреля 2022 г.
В «Артеке» проходит форум Российского движения школьников, приуроченный к 100-летию пионерии.
В Международном детском центре «Артек» в Крыму 2 апреля открылся форум Российского движения школьников, приуроченный к 100-летию пионерии. Открытие прошло в формате стилизованной пионерской линейки — так организаторы и участники форума отдали дань историческому прошлому нашей страны.
После торжественного подъема государственного флага России и коллективного исполнения гимна с приветствием к участникам обратились организаторы и почетные гости форума.
Исполнительный директор Российского движения школьников Марина Мокшина в своем приветственном слове напомнила девиз Российского движения школьников – «Будь в движении!».
«Это значит каждый день двигаться вперед, добиваться новых вершин, получать новые знания. А самое главное — двигаясь, помочь другим, тем, кто рядом так же идет по этому пути. Сейчас на нас большая с вами ответственность – мы должны проанализировать все, что было в течение ста лет воспитательной деятельности, взять лучшие практики и применить в реалиях нашей современной жизни, поэтому желаю вам плодотворной работы», – сказала Марина Мокшина.
Важность участия «Артека» в событиях к столетию пионерии подчеркнул директор Международного детского центра Константин Федоренко.
«Форум — событие, которое останется важным в вашей жизни, в жизни "Артека" и, уверен, в жизни страны. Он проходит именно в "Артеке" не случайно. Одна из первых причин — "Артеку" 97! 66 из них "Артек" был частью большой пионерской организации. Это было сердце пионерии! Следующая причина — конечно, это традиции. Все это время "Артек" сохранял, копил опыт, знания и транслирует их сегодняшним артековцам. Третья причина — это место, где собираются дети и взрослые, чтобы говорить. И именно здесь, в Международном детском центре "Артек" мы говорим на языке, который понимают все — на языке дружбы», – заявил Константин Федоренко.
Работу центрального мероприятия форума — научно-практической конференции «Детское движение России: вчера, сегодня, завтра» — открыла Наталья Агре, директор Института воспитания РАО, член Общественной палаты РФ, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.
«Сегодня мы собрались на мероприятии, которое должно заложить основы того, как мы будем воспитывать наших детей. А для этого важно сегодня услышать не только мнения экспертов, но и собрать практики со всех регионов РФ: поговорить с педагогами, воспитателями, вожатыми и самими детьми. Воспитание — это работа коллективная, государственная. Поэтому сегодня очень важно собрать большое сообщество по воспитанию», — подчеркнула она.
К участникам форума по видеосвязи обратился Первый заместитель Руководителя Администрации президента России Сергей Кириенко.
«Именно сейчас наступает время, когда можно вывести воспитательную работу, работу детских движений в нашей стране на качественно новый уровень. Сложилось понимание государства, понимание сообщества педагогов и воспитателей, потребность общества в целом. Накопленный опыт и возможности, которые открываются сегодня, — все это вместе точно дает нам возможность сделать качественный скачок в организации детского движения в нашей стране, и я думаю, что ваш форум будет важной стартовой платформой и точкой отсчета для организации всей этой работы», – сказал Сергей Кириенко.
Он также отметил те достижения, которые есть в сфере воспитания уже сейчас.
«То, что в закон об образовании вернулась ответственность образовательных организаций за воспитание, считаю принципиально важным решением. То, что появилась дополнительная государственная поддержка классных руководителей, появились советники по воспитанию. Их работа за неполный год уже показала высокую эффективность, чувствуется разница по активности ребят в школах, в которых работают советники по воспитанию. В том числе мы видим это и по активности их участия в различных детских движениях, конкурсах», – заключил Сергей Кириенко.
В насыщенной программе форума много событий: иммерсивная выставка, которая даёт возможность погрузиться в атмосферу пионерского движения, а также образовательные форматы работы — тренд-сессии и форсайт-сессии, посвященные развитию детских организаций.
Ключевое событие форума – научно-практическая конференция «Детское движение России: вчера, сегодня, завтра».
В центре повестки – формирование новых подходов и инструментов воспитания через деятельность детских общественных объединений. Идея форума раскрывается формулой: лучшие традиции + современные форматы + интересы нового поколения = новые подходы к воспитанию.
Работа форума завершится 4 апреля.
В финальный день мероприятия, ранним утром 4 апреля, участники совершат традиционное артековское восхождение на Аю-Даг.
Опубликовано 04 апреля 2022 г.
Правительство утвердило концепцию дополнительного образования детей до 2030 года.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал концепцию полного обновления системы дополнительного образования детей к 2030 году. Соответствующий документ опубликован на сайте Правительства.
Концепция будет реализовываться в два этапа: с 2022 по 2024 год и с 2025 по 2030 год.
Она предполагает распространение целевой модели развития дополнительного образования по всем регионам страны: введение персонифицированного финансирования и выдачу сертификатов, позволяющих школьникам посещать кружки и секции бесплатно.
В организациях дополнительного образования будут созданы новые учебные места, обновлена инфраструктура зданий.
Планируется закупить новое оборудование, внедрить цифровые сервисы, развивать сеть технологических кружков, открывать в школах музеи, театры, спортивные клубы и медиацентры.
Одним из направлений работы станет формирование школьных туристических маршрутов, позволяющих учащимся познакомиться с историей и традициями своих регионов.
Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, а также привлечению к работе в этом сегменте молодых специалистов, в том числе для обучения школьников в сельской местности. Для них Правительство также подготовит новые меры поддержки.
Опубликовано 05 апреля 2022 г.
На региональный этап конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» поступило почти 400 заявок.
Почти 400 заявок поступило на региональный этап конкурса исследовательских проектов «Без срока давности». Отбор проектов продолжится до 15 апреля. Конкурс проводится Минпросвещения России.
В Минпросвещения России прошло заседание рабочей группы по реализации проекта «Без срока давности». На заседании обсудили внесение изменений в состав координаторов организации и проведение образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности», а также реализацию дорожной карты проведения образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» на 2021–2022 годы.
Эксперты также обменялись мнениями о новых мероприятиях, вошедших в проект «Без срока давности»: Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Без срока давности» и Всероссийском фестивале музеев образовательных организаций «Без срока давности».
Сейчас завершается четвёртый этап конкурса сочинений «Без срока давности», идёт проверка работ. В 2022 году расширилась аудитория участников конкурса сочинений: к школьникам присоединились студенты колледжей и техникумов, представители образовательных организаций Министерства иностранных дел, ребята из ДНР и ЛНР. Появились новые направления и новые жанры написания работ, впервые в 2022 году будут награждены не только победители и призёры конкурса, но и их наставники, а сборники лучших работ будут отправлены в библиотеки образовательных организаций.
Справочно
«Без срока давности» – масштабный просветительский проект, направленный на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве волонтёров, членов поискового движения.
Министерством просвещения Российской Федерации разработан план мероприятий по реализации проекта «Без срока давности».
Организационное, научное и методическое сопровождение проекта осуществляет Московский педагогический государственный университет.
Опубликовано 06 апреля 2022 г.
Стартовал Международный аэрокосмический фестиваль 2022 года.
Ребята со всей России, а также юные инженеры и космические энтузиасты из Казахстана, Белоруссии и других стран присоединятся к мероприятиям Международного аэрокосмического фестиваля, который проходит второй раз и продлится до 15 октября. Фестиваль проводится при поддержке Минпросвещения России.
На первом этапе фестиваля пройдут образовательные и конкурсные мероприятия в области аэрокосмических технологий, геоинформатики и проектирования летательных аппаратов. Тематические модули делят активности на эпохи, соответствующие основным вехам становления ракетно-космической и авиационной отрасли:
- Эпоха воздухоплавания и авиации (26 марта – 9 апреля) – мероприятия, связанные с технологиями воздухоплавания, гражданской авиации, а также сервиса и обслуживания авиационной техники.
- Эпоха космических полётов (10–23 апреля) – мероприятия, проводимые в области автономных космических аппаратов, искусственных спутников Земли, геоинформатики. 14 апреля пройдет Всероссийский урок космонавтики, знаменующий достижения отечественной космонавтики и перспективные российские проекты освоения космического пространства.
- Эпоха беспилотных воздушных судов (24 апреля – 7 мая) – мероприятия в области беспилотной авиации, программирования летательных аппаратов, технологий аэрофотосъёмки и фотограмметрии.
- Эпоха исследования космоса (8–21 мая) – конкурсно-образовательная программа по астрономии, физике космоса и научным исследованиям в космическом пространстве с помощью космических аппаратов, в том числе микроспутниковых платформ.
- Эпоха будущего (22–28 мая) – мероприятия, связанные с перспективными проектами в области авиации и космонавтики.
Финальный этап фестиваля пройдёт очно на базе региональных центров дополнительного образования. В рамках этапа участникам предстоит применить свои знания, умения и навыки, полученные на первом этапе, при решении проектных задач от партнёров фестиваля: предприятий ракетно-космической и авиационной отрасли, ведущих технических вузов России и частных компаний в области аэрокосмических технологий.
Лучшие участники первого этапа фестиваля будут приглашены на финал в Москву, который пройдёт в рамках Всемирной космической недели (3–9 октября), посвящённой знаковому событию – 65-летию запуска первого искусственного спутника Земли. Участники очной программы в Москве смогут посетить предприятия ракетно-космической и авиационной отрасли, пообщаться с ведущими экспертами в области авиации и космонавтики и поработать над сложной проектной задачей под их руководством.
Положение, дополнительная информация и регистрация на фестиваль доступны на сайте.
Следить на новостями и важными обновлениями можно в сообществе фестиваля в соцсети «ВКонтакте» или в телеграм-канале фестиваля.
Справочно
Организаторы фестиваля – Федеральный центр дополнительного образования, организации отдыха и оздоровления детей, Минпросвещения России и Госкорпорация «Роскосмос».
Опубликовано 07 апреля 2022 г.
Проект «Школа Минпросвещения России» запустят в пилотных школах с сентября 2022 года.
Об этом стало известно в ходе слушаний, прошедших в Общественной палате Российской Федерации. Одним из участников дискуссии стал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
«Идея создать модель идеальной школы возникла после диалога с родителями в Общественной палате, когда обсуждались вопросы, связанные с тем, какой должна быть школа, какова позиция Министерства просвещения в вопросах цифровизации, содержания учебников и системы воспитания», – сказал он.
Сергей Кравцов отметил, что в ходе работы были проанализированы различные документы и итогом становится не дополнительный документ, а концепция, объединяющая уже имеющиеся наработки и лучшие практики.
«По сути, мы создаём настольную книгу для директоров школ. Этот документ носит рекомендательный характер, каждая школа может выбирать ту или иную рекомендацию», – добавил глава Минпросвещения России.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко подчеркнула, что «будущие поколения общественных, управленческих, технологических лидеров, инженеров, изобретателей, предпринимателей – это те, кто сегодня сидит за партой».
«Нужно внимательно посмотреть на сегодняшние требования к качеству школьного образования, сформировать национально ориентированную систему оценки его качества, ответить на вопросы: какими знаниями, умениями, навыками, грамотностями должен обладать выпускник российской школы? какие личностные качества у него должны быть сформированы? как школа и система образования в целом это могут обеспечить? Школе не только нужно соответствовать запросам времени, но предугадывать и опережать их», – сказала она.
Основные составляющие концепции представил директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко. По его словам, к июню завершится процесс разработки методических рекомендаций, а с сентября текущего года реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» планируется запустить в тех российских школах, которые сами изъявят желание присоединиться к нему. Основываясь на полученном положительном опыте, в 2023 году новая модель может быть масштабирована в рамках всей страны.
В соответствии с представленной концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: знание (качество и объективность), здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются ещё тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда.
Реализация проекта затронет такие вопросы, как качество получаемых знаний, формирование инклюзивного пространства, решение широкого круга воспитательных задач, развитие дополнительного образования, реализация здоровьесберегающих технологий и психологическое сопровождение обучающихся, а также ряд других вопросов. Министерство просвещения также готовит методические рекомендации для того, чтобы дать всем учебным заведениям ориентиры для достижения результатов.
Заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России, председатель совета Академической гимназии № 56 (Санкт-Петербург) Майя Пильдес отметила, что для реализации проекта нужна также эффективная система подготовки педагогических кадров и повышения квалификации педагогов. Она подчеркнула, что для подъёма уровня средней школы необходимо учитывать опыт «флагманов образования», перенимать опыт тех школ, у которых получилось добиться больших результатов.
Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова сообщила, что проект «Школа Минпросвещения России» встретил большую поддержку в организации. По её словам, этот проект предполагает комплексное рассмотрение всего формирования современной школы, и каждая образовательная организация будет давать ответ по восьми позициям.
К общественному обсуждению подключились также директора школ из разных российских регионов, которые сообщили о готовности принять участие в апробации проекта.
Справочно
Главная цель проекта «Школа Министерства просвещения России» – создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого школьника независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, её материальной обеспеченности.
Опубликовано 08 апреля 2022 г.
На открытом уроке школьники узнали о литературном богатстве России.
7 апреля состоялся Всероссийский открытый урок «Страна книг». Он прошёл в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Трансляция велась из Российской государственной детской библиотеки. Проект инициирован Минпросвещения России.
Ведущие урока рассказали, откуда возникли народные сказки, почему на Руси книги считались забавой для обеспеченной молодёжи, а также вспомнили исконно русские народные инструменты, такие как двухструнная балалайка, гудок и волынка. Корреспонденты открытого урока побывали там, где рождаются книги, и узнали секреты создания печатных изданий.
Анастасия Орлова, российский детский писатель, поэт, переводчик, лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, лауреат литературного конкурса на соискание премий Правительства Москвы имени Корнея Чуковского (2020 год) и член жюри конкурса, рассказала, как привить ребёнку любовь к чтению с раннего возраста
Александра Кириллова, художник-иллюстратор Института воспитания РАО, показала, как создаются книжные иллюстрации, и объяснила, с чего начинается работа над ними.
На открытом уроке вспомнили произведения великого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, 140-летие которого отмечается в этом году.
Во время трансляции ведущие анонсировали Всероссийскую акцию «Моя любимая сказка», которая проходит в рамках проекта «Культура для школьников». Принять участие в акции можно до 12 апреля.
Для проведения такого урока в школьном классе эксперты Института изучения детства, семьи и воспитания РАО подготовили специальные материалы, каждый комплект которых включает сценарии, презентации, видеоролики, игры и инструкции к ведению урока.
Эфир Всероссийского открытого урока «Страна книг» традиционно доступен в официальном сообществе Министерства просвещения Российской Федерации и Института детства, семьи и воспитания РАО в соцсети «ВКонтакте», а также на сайте трансляции.институтвоспитания.рф.
Справочно
Всероссийские открытые уроки проводятся Минпросвещения России совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Опубликовано 10 апреля 2022 г.
Минпросвещения представило концепцию идеальной школы.
На заседании коллегии Министерства просвещения впервые публично представлена концепция идеальной школы – проект «Школа Минпросвещения России».
Её представили вместе с концепцией «ядра педагогического образования». Оба документа взаимозависимы и описывают развитие единого образовательного пространства.
В концепцию идеальной школы включена необходимость создания в школах театра, музыкального коллектива, пресс-центра, музейного пространства, спортивных секций.
Результаты мониторинга в ноябре прошлого года показали, что количество школьных театров составляло 7 тысяч. В марте этого года их число составляло уже более 12 тысяч. Также в системе общего образования сегодня работает более 26,5 тысячи спортивных клубов, до конца 2022 года их станет на 10 тысяч больше.
Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что общие требования к единому образовательному пространству обсуждались на заседаниях Всероссийского экспертного педагогического совета в рамках встреч с участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России». Обсуждались эти вопросы и в Общественной палате Российской Федерации.
«Проект «Школа Минпросвещения России» позволит интегрировать все нормативные документы и сформировать единую позицию по содержанию образования, организации воспитательной работы, профориентации и развитию ребят и другим вопросам», – сказал Сергей Кравцов.
Разработанная ведомством концепция – попытка дать ответы на многие вопросы учителей, учеников и их родителей.
«Школа Минпросвещения России» – это ни в коем случае не дополнительные задачи, проекты или отчётность. Это систематизация всех методических материалов в единый документ, в котором раскрываются конкретные направления: организация учебного расписания, педагогические подходы, примерные программы по предметам и многое другое», – добавил Министр просвещения Сергей Кравцов.
В качестве примеров участники заседания привели единое календарно-тематическое планирование, единые подходы к составлению расписания уроков, критерии оценки.
Председатель федерального учебно-методического объединения Александр Калинин отметил необходимость учитывать преемственность между средним профессиональным педагогическим образованием и высшим педагогическим образованием при проектировании сетевых образовательных программ.
«Внедрение «ядра педагогического образования» обеспечивало механизм консолидированной работы, общего взгляда с нашими коллегами из СПО. Выполненная вузами работа стала ориентиром для подготовки специалистов к системе СПО, которую мы рассматриваем как единую непрерывную систему педагогического образования. Выпускники колледжей решают те же актуальные задачи, что и выпускники вузов», – сказал ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.
По словам директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максима Костенко, речь не идёт об унификации всех школ страны. Цель проекта – создание равных качественных условий обучения и воспитания для каждого школьника независимо от места нахождения образовательной организации и имеющихся у неё ресурсов. В центре внимания «Школы Минпросвещения России» – развитие каждого ребёнка страны, но его основа – поддержка каждого учителя.
«Механизмы, пути и способы достижения обозначенных задач по развитию единого образовательного пространства у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые, с учетом её творческого потенциала и сложившегося опыта», – добавил Максим Костенко.
По итогам обсуждения обе концепции приняты при условии возможности дополнить их в ближайшие две недели.