Конспект занятия кружка «Коми кыв» во 2 классе
Цель: научить составлять текст-поздравление на родном (коми) языке.
Задачи: обогащать словарный запас; развивать речь учащихся; способствовать развитию интереса к родному (коми) языку, научить вежливому общению в учебных и повседневных ситуациях (приветствие, прощание, благодарность).
Оборудование: учебник «Шыпас куд» / Е.А. Кузиванова, Е.Ф. Тараканова. – Сыктывкар: Коми книжной издательство, 1991; шкатулка с карточками, жетончики, маски для сценки, открытки-самоделки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель. Много в коми языке замечательных слов: ласковых и нежных, смелых и суровых, добрых и красивых, но есть особые слова – вежливые. Сейчас я пройдусь с этой шкатулкой, а вы шепнёте мне на ушко своё волшебное слово и опустите в шкатулку жетончик.
Ваши слова-жетончики превратились в слова карточки:
Дзоньвидзалун |
(Здоровье) |
Кузь нэм |
(Долгих лет) |
Бура узьны |
(Спокойной ночи) |
Быд бурсо |
(Всего доброго) |
Аттiо |
(Спасибо) |
Видза олан |
(До свидания) |
Аддзысьлытодз |
(До свидания) |
3. Словарная работа:
а) чтение про себя и перевод,
б) чтение хором (2-3 раза каждое слово), работа над произношением,
в) выборочное чтение; прочитайте формы приветствия,
прощания,
благодарности,
просьбы,
пожелания
Учитель. Молодцы, мне хочется, чтобы вы не только знали, но и активно использовали в своей речи вежливые слова, были вежливыми. Не дорого ничто, дорого вежество. Так гласит пословица.
4. Сценка «Кудi Ошпи ёртъяс корсьö». (Как Медвежонок друзей искал.)
Задание: посмотрите сценку и ответьте на вопрос главного героя.
Локтiс Ошпилöн чужан лун. Мунiс сiйö корсьны ёртъяс.
¾ Урпи, ыджыд ныр, лок ме дорам, кольк сёям!
¾ Ме ог вермы!
¾ Оз и ко! Кора ручпи.
¾ Ручпи, сiйöд бан, лок миян дорö, пирог сета!
¾ Ме ог мэд.
Воис Ошпи гортас öтнас. Мыля из воныс ёртъяс?
Ответьте на вопрос Медвежонка. (Он был груб с друзьями, невежлив, обзывался).
А как бы вы поступили, ребята? (Дети отвечают)
День рождения - это самый счастливый день в жизни человека. Именинник окружён вниманием, заботой близких и родных.
5. Работа по учебнику.
Учитель. А сейчас я прочитаю вам сказку об одной девочке, которая грустила в день своего рождения. А вы, ребята, следите и постарайтесь понять причину её состояния.
а) Чтение учителем текста «Ойкалöн чужан лун».
б) Задание. Подчеркнуть карандашом в тексте нужные слова для ответа на вопросы.
-Кодi воис Ойкадорö чужан лунö? (Урпи, Ошпи, Кöчпи, Маша)
- Мый вайис Урпи? (Öрешки кыш)
- Мый вайис Кöчпи? (гут кулан т ш а к)
- Мый вайис Ошпи? Маша? (сiсь коль, чагтор)
в) Проверка задания
Дети хором читают выделенные в тексте слова.
Девочка плакала, т.к. гости подарили ей то, что не нужно им самим.
Вывод: Подарок должен приносить радость, поэтому надо подходить серьёзно к его выбору, знать увлечения и интересы именинника.
Физминутка («Каравай»)
Кыдзи Галя чужан лунö
Ми пожалiм тупöсь нянь,
Тупöсь нянь, тупöсь нянь,
Эта судта, эта ляпта,
Эта пасьта, эта оттöм.
Тупöсь нянь, тупöсь нянь,
Кодi муса, сiйöс босьт!
6. Учитель. У каждого из вас есть свой любимый сказочный герой. Представьте, что у него день рождения. Напишите своему сказочному герою поздравительную открытку. Для этого обратимся к нашей волшебной шкатулке, где собраны вежливые слова, и с помощью их составим наше поздравление:
Видза оланыд, дона ёртъяс!
Чужан лунö кöсйям тiянлы бур олöм,
долыд лунъяс, кузь нем, быд бурсö.
Найдите в составленном тексте: обращение,
пожелание,
подпись.
7. Самостоятельная работа. Спишите текст-поздравление на открытку, проверьте.
8. Домашнее задание
Учитель. Наверно, вы не раз получали открытки к праздникам от друзей, родных, близких. Попытайтесь перевести поздравление на открытке с русского языка на коми язык, пользуясь словарём.
9. Подведение итогов
Что нового узнали на занятии? (Учились составлять поздравления на коми языке, объясняли поведение героев сказки, отвечали на вопросы).