28 сентября 2022 года в формате видеоконференции для родителей школ п. Нельмин-Нос, с. Нижняя Пеша, п. Хорей-Вер, с. Шойна и с. Великовисочное прошло общешкольное родительское собрание «Мой ребенок не хочет учиться».

 

  Почему современные школьники теряют естественное для детей желание познавать новое? Что делать, если ребёнок потерял интерес к учебе, не проявляет энтузиазма во время уроков, домашние задания выполняет с боем или вовсе отказывается идти в школу?

 

  Для начала родителям нужно понять, что у каждого бунта всегда есть причины. Поводов для отказа от учебы может быть много, перечислим главные:

- кому-то в школе отчаянно скучно. Когда-то школа была окном в мир. Вокруг был унылый нелёгкий быт, а в школе - рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах. Вокруг - серая и однообразная борьба за существование, а в школе - знания, возможности, социальный лифт. Сейчас всё устроено по-другому. Вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. Учителю приходится постараться, если он хочет заинтересовать ребят так же сильно, как те стимулы, которые с детства окружают их в реальности и в сети. Школа не может угнаться за виртуальной жизнью, школьники завеют на уроках, отвлекают одноклассников, постоянно тянутся за смартфоном, а дома на вопрос «что было в школе» отвечают «ничего, всё как обычно».

- кто-то попросту не понимает материал или не может запомнить большой объем информации. Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к классно-урочной системе. Такой школьник не слышит учителя на уроке, не успевает делать задания, не может быстро усвоить материал, испытывает специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Он отстает от программы, желания учиться не вырабатывается, ассоциации со школой однозначно плохие: это место, где я вечный неудачник.

- у кого-то плохие отношения с одноклассниками. Школьный коллектив хуже офисного, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться часто некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если там сплошной троллинг и травля? У такого ребенка отмечаются частые перепады настроения, подавленность, замкнутость, приступы агрессии или беспричинные слезы. Он возвращается из школы расстроенный, порой с испорченными вещами или школьными принадлежностями, практически ничего не рассказывает родителям об одноклассниках, не созванивается с ними после уроков.

- кому-то страшно не оправдать ожидания педагога или родителя. Убить учебную мотивацию можно страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: у неё двойки за все ВПР, вот курица. Подзуживают и некоторые родители: почему четвёрка? Страх по поводу ЕГЭ принимает порой катастрофические масштабы. Школьнику страшно не оправдать ожиданий значимых взрослых и в школе он начинает испытывать постоянный стресс.  Он сомневается в своих способностях, уверен, что он хуже других, старается не выходить в доске, волнуется при ответе, боится совершить глупую ошибку и при этом выглядеть нелепо в глазах окружающих, переживает, что не справится с очередным заданием учителя. Лучше не учиться вообще, сойти с дистанции безопаснее - ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.

- у кого-то зависимость от гаджетов. Кто сидит в телефоне? Все сидят в телефоне. Некоторые в планшете или ноутбуке. Информационные зависимости многочисленны и разнообразны. Привычка тоннами потреблять лёгкий контент может здорово сказаться на желании ребёнка вкладывать себе в голову что-то посложнее. Взрослые и то часто безуспешно пытаются ограничить «зависание в фейсбуке», а уж ребёнку это и вовсе не под силу. Часто ребёнок, получивший телефон с интернетом, быстро перестает интересоваться не только школой, но и чем бы то ни было ещё. 

 

Психолог рекомендует родителям подойти к данному вопросу системно: проверить состояние здоровья ребенка, обратить внимание на психофизиологические особенности, убрать чрезмерную физическую или эмоциональную нагрузку, пообщаться с учителями, привлечь психолога.

 

Мероприятие проводилось в рамках проекта «500+» оказания адресной методической помощи образовательным организациям на территории Ненецкого автономного округа.

 

Ведущий мероприятия – Елена Александровна Артемова, педагог-психолог ГБУ НАО «НРЦРО» ( Центр «ДАР» г. Нарьян-Мар)