Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач.
Первая школьная олимпиада состоялась еще в XIX веке, когда Астрономическое общество Российской империи организовало «Олимпиаду для учащейся молодежи». Еще одним прообразом современных олимпиад можно считать конкурс по решению задач, проводившийся журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики» в 1885-1917 гг.
Астрономическое общество Российской Империи.
В декабре 1879 - январе 1880 года в Петербурге состоялся VI съезд русских естествоиспытателей и врачей. На нём собралось более 30 астрономов, не считая учителей космографии и любителей астрономии. По инициативе профессора Казанского университета М.А. Ковальского (он не был на съезде, но прислал телеграмму: «Устройте Русское астрономическое общество») в протоколе заседания секции математики и астрономии 29 декабря 1879 года было записано:
«Необходимость Русского астрономического общества ощущается уже давно всеми русскими астрономами. В России нет журнала, где бы они могли всегда печатать свои статьи, сообщать свои наблюдения и проч., наконец, нет собраний, где бы астрономы могли сходиться и обмениваться мыслями».
31 октября 1890 министр народного просвещения граф И.Д. Делянов утвердил представленный ему проект Устава Русского астрономического общества.
История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России и СССР на протяжении века. Олимпиады по школьным предметам отражают эволюцию общества и системы общего образования, произошедшую в прошлом веке и существующую в настоящее время.
С середины XX века пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивал промышленный и научный потенциал, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари». Во второй половине XX века в стране происходит научно-техническая революция, развиваются новые науки и технологии (генетика, кибернетика, геология и космическая картография, др.), ей нужны ученые в различных областях, и в первую очередь - в естественнонаучной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, географии, информатике.
В конце XX века школа переживает процесс гуманитаризации образования и призвана дать ученику опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Именно в этот период олимпиадой охвачены гуманитарные предметы (русский язык, литература, история, обществознание, экономика) как основные культурные ценности человека.
В начало XXI века в ответ на вызовы нового столетия - резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, глобальное изменение климата, повлекшее природные катастрофы - стартуют олимпиады по физической культуре, экологии и ОБЖ. Информационные вызовы - глобализация коммуникаций и мировой культуры, новые экономические интеграционные процессы в мире - с 2000 годов дали развитие олимпиадам по праву и технологии, а с 2011 года - олимпиаде "Искусство (МХК)", расширили с 2000 года спектр олимпиад по иностранному языку (английский, немецкий, французский), пополнив их с 2015 года итальянским, испанским, китайским языками.
Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно по 24 предметам с 1 сентября по 30 апреля, включая 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Организуют проведение регионального, муниципального и школьного этапов Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Заключительный этап проходит в субъектах Российской Федерации, отобранных Министерством просвещения в соответствии с представленными в Центральный оргкомитет ВсОШ заявками. Методическое обеспечение олимпиадных заданий заключительного и регионального этапов ВсОШ обеспечивают Центральные предметно-методические комиссии (ЦПМК), а муниципального и школьного этапов - региональные и муниципальные ПМК в субъектах Российской Федерации.
Важно, что любой школьник 5-11-х классов может на добровольной основе принять участие в открытом школьном этапе ВсОШ и далее двигаться по олимпийскому лифту с учетом своих результатов и правил отбора на следующий этап. Участие в олимпиаде бесплатное. В настоящее время - это самое масштабное интеллектуальное состязание в России, в котором ежегодно участвуют более 6 млн. обучающихся 5-11-х классов, и объединяющее педагогов-наставников, преподавателей университетов, научных работников, представителей различных государственных и общественных организаций во всех субъектах Российской Федерации.
Порядок проведения ВсОШ утверждается Министерством просвещения России. Дипломы победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ поддержаны денежными премиями, дипломы ВсОШ действуют 4 года и дают право поступления без вступительных испытаний в любой университет России по профилю олимпиады при наличии аттестата по итогам окончания средней школы.
Лучшие призеры заключительного этапа ВсОШ приглашаются на учебно-тренировочные сборы по 8-и предметам, по которым ежегодно отбираются сборные команды России для их участия в Международных олимпиадах по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии, астрономии и в Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров.