03 февраля 2025 года состоялось методическое объединение учителей истории и обществознания «Оценочные процедуры по истории и обществознанию как средство формирования предметных, метапредметных и личностных результатов».
Бороненко О. Н. выступила с темой «ВПР в 2025 году: основные правила и нововведения». Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами.
Участниками ВПР являются обучающиеся образовательных организаций, за исключением обучающихся 1-3, 9 и 11 классов.
В ВПР появились в этом учебном году новые предметы: литературное чтение в 4 классе, литература в 5 – 8 и 10 классах, информатика в 7 – 8 классах.
Вострикова Н. А. сделала анализ ВПР по обществознанию в 8 классах. Надежда Александровна рекомендовала методическим объединениям каждой образовательной организации провести аналитическую работу по результатам ВПР. Поскольку в ВПР наряду с предметными оцениваются также метапредметные результаты, необходимо предусмотреть организацию работы по формированию этих результатов на уроках. Необходимо формировать на уроках такие метапредметные результаты, как смысловое чтение, умение строить логические рассуждения, умение определять понятия, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
По словам Надежды Александровны, учителя обществознания должны предлагать обучающимся задания на освоение приемов работы с социально значимой информацией, на ее осмысление, на умение применять теоретические знания в общественной жизни.
Коткина О. Н. выступила с темой «Анализ ВПР по обществознанию в 6 классах». Проверочная работа по обществознанию в 6 классе состоит из восьми заданий. Два задания предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр, шесть заданий – развернутый ответ. Задания в совокупности охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, труженика), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде.
Телкова Л. Б. дала рекомендации по подготовке обучающихся к ВПР по обществознанию в 7 классах и ВПР по истории в 6 классах. По мнению Людмилы Борисовны, необходимо изучить инструкции по выполнению работы, познакомиться с демоверсией и критериями проверки, показать обучающимся, как можно осуществить поиск и анализ социальной информации, представленной в различных знаковых системах (фотоизображение, гистограммы, диаграммы, таблицы и т.д.)
Кроме того, при подготовке обучающихся к ВПР необходимо на уроках при изучении учебного материала использовать различные педагогические технологии, методы и приемы. Учебный материал должен быть разнообразен. Это могут быть плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
Дворник Я. О. дала характеристику проверочной работы по истории в 5 классах и проанализировала выполнение заданий обучающимися НАО. По словам Яны Олеговны, высокий уровень освоения базовых умений наблюдается при выполнении заданий 1, 2, 5, которые направлены на проверку умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающиеся хорошо работают с изобразительными историческими источниками, понимают и интерпретируют содержащуюся в них информацию, а также успешно проводят поиск информации в отрывках из исторических текстов.
Осипов А. С. рассказал, как ликвидировать пробелы в знаниях и умениях обучающихся при подготовке к ВПР по истории в 7 и 8 классах. Больше внимания нужно уделять на уроках иллюстративному материалу, включать задания с картой, работать с историческими источниками. Необходимо предлагать обучающимся задания на соответствие между событиями и участниками этих событий, проводить уроки в форме дебатов.